Из моего канала в Telegram (t.me/ontune)
Вспомнил сегодня сакраментальную фразу: "Писатель - это не тот, кто может писать, а тот, кто не может не писать". В таком случае непонятно - чем писатель отличается от графомана. Вот и я с упорством, достойным лучшего применения, строчу статьи о полузабытой ныне музыке для узкого круга читателей. Но если не сяду и не изолью в эфир телеграм-канала мысли по поводу прослушанного или переслушанного, то будет мне как минимум физически и умственно дискомфортно.
Хотел начать сегодняшнюю статью с фразы: "Влияние Лу Рида (Lou Reed) на мировую музыку невозможно недооценить". А потом подумал: "А почему, собственно, невозможно?" Более того, большинство это влияние именно недооценивают. Но...
Брайан Ино (Brian Eno) сказал, что хотя за первые пять лет альбом Velvet Underground & Nico был продан тиражом всего 30 тысяч копий, «каждый, кто купил одну из этих копий, создал свою группу!»
Дэвид Боуи (David Bowie) в интервью великому писателю Уильяму Берроузу (William Burroughs) сказал: "Самый актуальный рок-композитор современности - Лу Рид, не из-за того, что он делает, а из-за того направления, которое он избрал. Половины современных групп не существовало бы, если бы Лу Рид не взялся за гитару".
Боуи, конечно, порою выглядит как самовлюблённый выскочка, но когда дело доходит до людей, которых он искренне уважает, он никогда не отказывает им ни в каком содействии.
Творчество Лу Рида может быть оценено только во вневременной исторической перспективе. Все мы знаем, что Velvet Underground при жизни не имели великого коммерческого успеха. То же самое можно сказать и о дебютном самоназванном альбоме Лу. История не терпит сослагательного наклонения, и совершенно непонятно, где был бы Лу Рид как музыкант и автор песен, не приди к нему с дружеской помощью Дэвид Боуи с гитаристом Миком Ронсоном (Mick Ronson).
Оба они были поклонниками творчества Рида и Velvet Underground. Боуи косвенно сослался на VU в примечаниях к альбому Hunky Dory и регулярно исполнял композиции White Light/White Heat и Waiting for the Man на концертах в течение 1971-73 годов. Он даже начал записывать свою версию песни White Light/White Heat, но она так и не была закончена. Ронсон позже записал эту композицию для своего альбома Play Don’t Worry в 1974 году.
В 1972 году популярность Зигги Стардаста достигла своего пика, и, пользуясь моментом, Боуи, предложил Лу Риду помочь с его сольной карьерой, которая пробуксовывала после выхода коммерчески провалившегося дебютного сольного альбома.
Итогом этого сотрудничества стал альбом Transformer - второй сольный альбом Лу Рида, вышедший ровно 50 лет назад 8 ноября 1972 года. Альбом был спродюсирован Боуи и Ронсоном. Мик Ронсон также сыграл все партии соло-гитариста и создал аранжировки.
По звучанию это - скорее Боуи, чем Лу Рид. Лу никогда не вписывался и не смог бы вписаться в рамки глэм-рока, поэтому впоследствии исполнял песни с этого альбома в другом ключе. Более шероховато, что ли. Не так мелодично...
С одной стороны, это самый "попсовый" альбом Лу Рида. С другой, именно он открыл ему путь в бессмертие как сольному исполнителю - автору песен, музыканту и поэту, а не только как основателю The Velvet Underground.
В 1997 году Transformer Лу Рида занял 44 место в британском опросе Музыка Тысячелетия. В списке журнала New Musical Express Величайшие Альбомы Всех Времён пластинке присудили 55-ю позицию. В 2003 году альбом был поставлен на 194-е место в списке журнала Rolling Stone 500 Величайших Альбомов Всех Времён. Кроме того, он занял 96-ю строчку в списке журнала Q 100 Величайших Альбомов Всех Времён.
О влиянии альбома Transformer на мировую музыку можно писать диссертации. Я не хочу ставить такие песни как Perfect Day, Walk On The Wild Side или Satellite of Love. Они на слуху у всех.
О влиянии Лу Рида и этого альбома на русскоязычную музыку, особенно Ленинградскую, также можно говорить часами. Но сейчас ограничимся лишь тем, что на сегодняшнюю песню Goodnight Ladies очень похожа песня Майка Науменко Прощай, Детка (Детка, Прощай).
Слушая Transformer сейчас, когда ни Лу Рида, ни Боуи, ни Ронсона уже нет в живых, не отпускает ощущение, что это больше альбом Боуи, нежели Рида. Что Боуи под именем Лу Рида и его руками сотворил некую самопародию. Но нужно понимать, что не только Лу следует быть благодарным Дэвиду и Мику за спасение от забвения, но и Боуи следует быть благодарным Риду за понимание, что следует постоянно меняться и развиваться, если не хочешь превращаться в пародию на самого себя.
Почему-то я более чем уверен, дорогие мои читатели, что Лу Рид не входит в число ваших самых любимых музыкантов. Но, очень возможно, он входит в список любимых музыкантов ваших любимых музыкантов.
Крайне рекомендую на досуге переслушать этот шедевр полувековой давности. Хотя бы для того, чтобы просто освежить музыкальное восприятие!
https://youtu.be/FWwu0xXGbPU