Из моего канала в Telegram (t.me/ontune)
Статья с продолжением завтра.
На днях, когда писал статью про Даниэля Кана, я обещал рассказать о последнем альбоме с действительно новаторским и уникальным звучанием, который был записан и выпущен ещё в прошлом веке, а именно в 1997 году.
16го сентября 2022 года исполнилось 25 лет со дня выхода второго самоназаванного альбома британской группы Portishead.
Вот, что вспоминает основатель и главный идеолог группы Джефф Бэрроу (Geof Barrow): "В 80-е были выработаны чудовищные правила профессиональной звукозаписи: скажем, ударную установку следовало записывать только с тридцатью микрофонами. Всё было пропитано омерзительным технологическим духом, никакая творческая самостоятельность не допускалась, всё записывалось чисто, звонко и плотно. В результате убивались все эмоции, ошибки и тысяча других вещей, которые делают из просто музыки хорошую музыку". Вопреки этим правилам, Джефф принципиально по-иному подходил к самому процессу звукозаписи: "В записи звука нет никаких законов, нет ничего, что тебе нельзя делать. Все средства допустимы, чтобы достичь такого саунда, который тебе угоден: нет никакого единого правильного способа записывать звук гитары, барабанов или человеческого голоса."
"Мы делаем всё по-другому, - говорит Джефф. - Для каждой песни мы продумываем свою процедуру записи, но, как правило, работа начинается с того, что мы семплируем несколько музыкальных осколков и немного импровизируем на музыкальных инструментах. Так получается двухминутный трек. Далее мы прогоняем результат через аналоговые усилители... чем старее и изношеннее усилитель, тем лучше он звучит".
Плёнка с предварительным вариантом трека высылалась певице Бет Гиббонс (Beth Gibbons), и та в своей домашней студии записывает вокал. В результате получалась демо-версия песни. Потом эту песню собирали из кусочков, но каждый использованный в демо-версии фрагмент заботливо воспроизводили на живых музыкальных инструментах, но... Если в демо-версии использованы две ноты, сыгранные, к примеру, на виолончели, то для окончательной записи созывался большой симфонический оркестр, который много раз играл те же самые две ноты.
Дальше начиналось самое интересное. Промежуточные варианты трека печатались в виде виниловых пластинок, после чего эти грампластинки подвергались старению - по ним, попросту говоря, ходили ногами. Пластинки царапали, прогоняли через проигрыватели с разными звукоснимателями, отдельные пассажи переписывались на плёнку или загонялись в семплер. Если нужно, добавлялась новая партия - скажем, барабанный бит, после чего снова изготавливалась виниловая грампластинка, топталась, потом из нее выдирался маленький кусочек, который загонялся в семплер. Семплер же позволял крошечный акустический осколок повторять до тех пор, пока из него не получится самостоятельный - хотя и довольно монотонный - трек. К нему опять можно что-то добавить и напечатать новую грампластинку. А её - состарить. После нескольких повторений этого цикла результат терял последнее сходство с первоначальным треком.
https://youtu.be/0pw6ZOXaHm4